Русская вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приемов вышивания. Каждая область (а иногда и район) имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:

К первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;

Ко второй группе - по свободному, заранее нарисованному контуру.

Швы первой группы называют счетными , швы второй группы - свободными.

К тому же швы могут быть прозрачные и глухие.

Счетные швы выполняли, отсчитывая нити ткани по утку и основе, отсюда и названия швов. К ним относятся полукрест или роспись, крест, набор, козлик, косичка, счетная гладь и др.

В современных узорах используют и другие швы - вперед иголку, косичка,косая гладь.

В глубокой древности применялся двусторонний шов роспись


Пример

Им выполнялись как полосы с геометрическим орнаментом, так и сложные сюжетные композиции с изображением лошади, барса, птицы, человека. Контур рисунка обшивался тонкими, идущими в разных направлениях, стежками. Силуэтное изображение смотрелось тонким кружевным узором.


Крест появился позже шва роспись, примерно в первой половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов. Для выполнения его использовались узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется значительно быстрее росписи и привлекает своей плотностью, зернистой фактурой и яркой декоративностью. Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Тамбовской и Рязанской областях. Помимо простого креста есть еще и двойной крест , двусторонний иодносторонний , в Тамбовской области вышивают двусторонним крестом , обрамленным четырьмя стежками, это и есть тамбовский крест .

Простой крест


Двойной крест

Двусторонний крест

Односторонний крест

Тамбовский крест

Крест является самым распространенным видом вышивки. Выполнять его можно как по канве, так и по рисунку, ткань должна быть с равномерным переплетением нитей. Вышивка крестом используется всесторонне: для отделки одежды или ее деталей, для украшения столового, постельного белья.

Набор

"козлик" "косичка"

Счетная гладь

Швы народов Поволжья - "косая стежка", звездочка, спираль

"косая стежка"

«Косая стежка» глухой односторонний счетный шов.
Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины

"спираль"

"звездочка"

Прозрачными швами выполняются строчевые работы по заранее подготовленной сетке. Такие швы называются строчкой, которая накладывается на сетку, полученную путем продергивания нитей ткани в двух направлениях - по утку и по основе. Строчевые узоры не расположены на поверхности ткани, а как бы изменяют ее структуру.

Строчевые узоры

Глухими швами выполняются работы по целой ткани. Они называются вышивкой. Кроме уже рассмотренных выше швов для вышики есть еще и вышивки, в которых соединяются два вида: вышивки по свободному контуру и счетные швы, например орловский спис, владимирские швы, где сердцевины цветов, вышитых по произвольному кругу, заполняются гладьевыми разделками геометрических форм.

Владимирские швы

Для узоров, рисуемых свободным движением руки, используют мотивы растительного характера, животных и человека в весьма условной трактовке. Такие узоры выполняются контурными и гладьевыми швами.

К контурным швам относятся: тамбурный шов, стебельчатый шов, косичка, козлик, шнурок; к гладьевым - белая гладь, владимирские швы, александровская гладь, русская гладь и атласное шитье.

Тамбурный шов

Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX - ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.

Деталь передника. Мастер Н.П. Козлова-Амелюшкина
1910-е гг. Мценский уезд Орловской губ.

Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже - по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти.

Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески" - непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.


Полотенце.
1900-е гг. Бежецкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии"~. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.


Подзор.

Государственный Русский музей


Подзор. Фрагмент.
Середина XIX в. Костромской уезд Костромской губ.
Государственный Русский музей

В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии"4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]"), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва". Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.


Конец полотенца.
1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце. Мастер С.Ф.Саввина
Конец XIX века. Кирилловский уезд Новгородской обл.
Государственный Русский музей

В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента"5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы", привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.


Головное полотенце.
Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей


Полотенце.
1900-е гг. Устюженский уезд Новгородской губ.
Государственный Русский музей

Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья", а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину" - изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.


Подзор. (Деталь.)

Государственный Русский музей


Подзор. (Деталь.)
XIX в. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Государственный Русский музей

Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом"~. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.



Государственный Русский музей


Подзор. (Фрагмент.) Мастер Ф.В.Антонова
1870-е годы. Лужский уезд Петербургской губ.
Государственный Русский музей

А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука.

В конце XIX - начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка" - сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.


Душегрея.
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей


Душегрея. Фрагмент
XIX век. Нижегородская губ.
Государственный Русский музей

Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.


Платок.
Первая половина XIX века.
Государственный Русский музей

На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.


В.В.Грумкова. Полотенце "Кадриль".
1973. Рязань
Государственный Русский музей


В.Н.Носкова. Деталь покрывала.
1949. Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Несмотря на то что вышивка сегодня - не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади" с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов" - узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом", крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции.

И.Я. Богуславская


Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка - В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. М.Н. Гумилевская. Строчка и вышивка. М., 1953;
3. И.Я. Богуславская. Народное искусство теблешан. "КСИЭ". Вып. 38. М., 1963.
4. Г.С. Маслова. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки.- Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
5. В.А. Городков. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. - Труды ГИМ. Вып. 1. М., 1926.
6. С.И. Бутылина. О крестецкой строчке. - В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981.
7. С.М. Темерин. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

Испокон веков славилась русская земля мастерицами-рукодельницами. Женщины превращали ткани в настоящее произведение искусства, создавая образы женщин и мужчин, животных, фантастических существ, различные символы и знаки. Праздничные одежды, скатерти, полотенца, головные уборы – легко украшалось узорами и орнаментами русской народной вышивки . Сейчас многие модельеры используют различные для создания женской и детской одежды.

Особенности техники такой вышивки

В русском народном искусстве используются разнообразные техники вышивания – строчкой с цветной обводкой, белой строчкой, тамбуром, крестом, полукрестом. Чаще всего вышивка выполняется белыми и красными нитями, а также золотыми и чёрными (синими).

Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил .

Идеи для такой вышивки со схемами

Сейчас в сети интернет можно найти множество картинок со схемами на тему русской народной вышивки. Создать схему можно и самостоятельно, например из любой фотографии. Чтобы понять, как нарисовать русскую народную вышивку поэтапно и создать красивый узор на одежде и предметах быта, предлагаем ознакомиться с идеями вышивки и кратким описанием её выполнения .

Русская народная вышивка на полотенце

Чаще всего на предприятиях, в отелях и ресторанах для нанесения логотипов, изображений и знаков используется . Быстро и качественно создать любой узор помогают современные . Если же вы решили создать изделие собственными руками, можно выбрать понравившийся рисунок в сети интернет. Чтобы нарисовать русскую народную вышивку на полотенце самостоятельно, предварительно нанесите карандашом эскиз изделия с рисунком на лист бумаги . Далее перенесите готовый рисунок на ткань при помощи копирки и приступайте к вышиванию.

Если вы берёте готовую схему, а размер рисунка слишком маленький, нужно разделить его на равные квадраты и перенести узор на бумагу с такой же сеткой квадратов , увеличив в нужное количество раз. Если же дана только часть или половина узора русской народной вышивки, её нужно увеличить по клеточкам и, сложив бумагу вдвое, перевести на вторую половину по образцу.

Вышивка в русском народном костюме

Наши прародители вышивали узоры не только на полотенцах, покрывалах, салфетках, но и на целых костюмах. И сейчас русский народный узор возвращается в моду. Льняные блузы и рубахи, платья и сарафаны с неповторимым орнаментом воссоздаются и приобретают новую жизнь. —Вышивка на одежде— придаст изделию уникальный вид.

  1. Предварительно проверьте ткань на усадку, а нити на стойкость краски.
  2. Перенесите рисунок на ткань при помощи копирки.
  3. Плотно закрепите канву.
  4. Подберите иглу с маленьким ушком, чтобы изделие выглядело более аккуратным.
  5. Приступайте к вышивке.

Сказочные персонажи

Является самой распространённой. Если вы хотите украсить детское покрывало или полотенце персонажами русской народной сказки, используйте вышивку крестом и полукрестом.

  1. Выберите понравившуюся схему.
  2. Специальным маркером разметьте канву на квадраты 10 на 10 клеточек. Размечать удобнее с центра.
  3. Выберите на схеме, с какого места начнёте вышивать, и введите иглу с ниткой. Вышивать можно как сверху так и снизу.
  4. Вышивайте рисунок согласно схеме.

Вышивка бисером

Красиво будет смотреться вышивка бисером, бусинами, стразами на отдельных участках блуз, платьев или сарафанов. Используя понравившуюся , можно получить красивый узор, который украсит край рукава или горловину изделия. Вам понадобится бисер нужного размера, хлопчатобумажные нити или леска, канва, иглы и ножницы.

  1. Выберите схему вышивки и перенесите на ткань при помощи кальки.
  2. Пришейте бисеринки к ткани согласно рисунку.
  3. Чтобы бисер лёг ровно, не натягивайте сильно нить.

Узоры русской народной вышивки

Используя узоры русской народной вышивки, можно украсить аксессуары: сумочки, кошельки, перчатки, шарфы и др. Создать рисунок можно объёмной вышивкой, крестом, гладью, лентами. Сумочка с ручной вышивкой будет выглядеть эффектно и подойдёт как для повседневного, так и для вечернего выхода.

  1. Используя схему ниже, переведите её на ткань.
  2. Возьмите нити нужного цвета, начинайте вышивку.
  3. По желанию украсьте полученный узор стразами или бусинами.

Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих

  • В видеоролике рассказываются основные моменты, которые нужно учитывать при вышивке крестом для начинающих. Что входит в набор для вышивания, как пользоваться схемой, как заправить нить и с чего начинается работа, смотрите в данном уроке.

  • Видеоурок по созданию ладанки – мешочка, в который кладут святыню или молитву. Этот оберег носится на шее или прикалывается булавкой под одежду. Главные мотивы вышивки – знаки земли.

  • Как создать вышивку инициалов гладью, расскажет подробный видеоурок. На закреплённую канву наносится рисунок. Контур вышивается швом в две нити, а заполнение выполняется швом в одну нить. Основные виды стежков – «назад игрой» и французский узелок.

Вышивка является древнейшим видом украшения тканей. Искусно вышитый узор превращает любую вещь в настоящее произведение искусства. Сейчас вышивка в русском народном стиле украшает одежду и интерьеры. Вы можете заказать вышивку на сайте, а можете самостоятельно сделать рисунок и перенести его на любое изделие. Вы уже знакомы с вышивкой? Расскажите, какими техниками владеете и какие мотивы используете в вышивке своих изделий.

Обратимся теперь к ИЗОБРАЖЕНИЯМ . Коль скоро не дождались мы смысла и интересной информации, так может быть какими-нибудь изображениями покормимся за наши кровные 760 рублей?
И здесь мы сталкиваемся с совершенно отсутствующей культурой подрисуночной подписи. Просто не подозревала, что она может вот так начисто отсутствовать. Даже и не припоминаю, чтобы мне встречались в столь объёмистых книгах такие случаи.
Это первая иллюстрация книги:

Подпись гласит: "Фрагмент рязанской вышивки".
Сначала я не поняла, а потом, разглядевши повнимательней, увидела, что это, вероятно, современная копия. Очень похоже, что копия сделана весьма тщательно и близко к оригиналу. Кстати, как интересно и поучительно было бы поместить для сравнения в том же масштабе скан с первоисточника! Спрашивается, а нельзя в подписи отразить статус предмета? То, что это СОВРЕМЕННАЯ КОПИЯ какого-то реально существующего предмета столетней, наверно, давности? Догадайся, мол, сама?
Вот и догадываемся:

Подпись: "фрагмент полотенца".
Сразу вопросы. А какого времени вышивка? Ну ясно- около 100 лет.
А какой регион?
А где находится предмет - в каком-то музее(каком?), в частном собрании?
А это вообще вышивка? Может быть, это браное ткачество, которое, как известно, топологически эквивалентно вышивке набором?
А если это вышивка(ведь книга посвящена вышивке), то почему это вышивка? Откуда следует, что это - не браное ткачество? По каким признакам это следует определить?
Ни на один из этих вопросов ответа мы не найдём.
Я считаю, что работа по доскональному разбору предмета и его реконструкции и есть самая настоящая научная работа в этой области, скромная, но НАСТОЯЩАЯ. Но это уже с нашей колокольни - колокольни тех, кто народное искусство действительно бескорыстно любит и ХОЧЕТ ЗНАТЬ.
В раздельчике про тамбовскую вышивку на одной странице помещены ещё вот такие три изображения:


Подписи
к верхнему: Полоса геометрического орнамента (ритм формы)
к среднему: Диагональное движение мотива в полосе
к нижнему: Орнамент со стилизованными женскими фигурами.
Ни слова о том, что два верхних изображения - это фотографии, а нижний - рисунок(кстати, очень хороший рисунок).
О двух верхних предметах опять не сказано, что это - современные копии (очень хорошие копии, кстати). А почему приведены изображения именно копий, а не подлинников? Что это за подлинники? Какое назначение было у предмета, часть головного убора, или что? Где находятся эти подлинники - в каких музеях-собраниях? Опять же интересно было сравнить копию и оригинал. И ещё у меня один вопрос - а внутри этих зигзагообразно расположенных фигур в чёрном контуре - точно ли там было только два цвета - коричневый и горчичный. Не было ли там серебряной нити, которую за неимением заменили горчичными нитками. Я почти уверена, что S-образный элемент там присутствует и должен хорошо читаться глазом. А на копии его можно прочесть только зная, что он там есть.
Действительно, сравнивая этот фрагмент с фотографиями моей драгоценной тамбовской полосочки легко можно видеть, что орнамент этого фрагмента - половина орнамента моей полосочки(если этот орнамент разрезать пополам по горизонтали).
Ещё вопрос - а коричневый монолит половинки восьмирожковой фигуры ничем не разбит? На подлиннике не было никаких вкраплений?
Ответов нет, потому что нет изображений очень интересных предметов, которые были доступны тем, кто выполнял копии. Но ведь это интересно только нам, кто бескорыстно любит народное искусство.
Ещё одна горестная история - орловский спис. В очень рыхлом по содержанию раздельчике, посвящённом орловской вышивке, приведено несколько изображений вышивок такого характера, по котором трудновато было бы выводить какую-нибудь определяющую эти вышивки совокупность признаков. Собственно они и не выводятся. Всё это находится в раздельчике 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани). Да вот незадача - и сетка там тоже есть. И ещё одна замечательная картина:

Действительно - картина, ведь это всего лишь зарисовка (фрагмент зарисовки или зарисовка фрагмента) загадочнейшего и таинственнейшего орловского списа.
Загадочно тут всё:
- загадочны сами мотивы орловского списа - одного из самых наиархаичнейших канонов русской народной вышивки
- неизвестно, что за предмет был зарисован. Надпись проста до неприличия: "Вышивка "орловский спис"". Это полотенце? Где этот предмет находится - в каком музее-собрании???
- неизвестно, почему нельзя было ради издания такой "солидной" книги перефотографировать его??? Ведь до сих пор нигде невозможно найти просто приличных изображений этого изумительного канона, который культурному человеку должен был бы быть доступен и знаком также как и стихотворения Пушкина?
- и почему после этого орловская вышивка(как-то так вся) значится в разделе 2.3.1. (геометрический орнамент по целой ткани)??? Геометрический-то он геометрический(разделки), вот только внутри очерченных вольным контуром загадочных форм.
Горе-классификация.
Немного больше повезло любителям народного искусства с изображениями, относящемися к одному из каргопольских канонов.
Есть здесь и современные копии:

Подпись: "Единичный изобразительный мотив". Опять беда. Ничего не сказано про то, что копия. И ничего про то, что за предмет скопирован, где находится подлинник(как повсюду в книге). По смыслу того, что сказано - опять беда. Если книга об орнаменте, то недурно бы тут вспомнить, что такое орнамент. Залезем-ка хоть в БСЭ:
Орнамент-
(от лат. ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов...
Если мотив единичный, как утверждает подрисуночная подпись, то о каком орнаменте вообще может идти речь? О каком ритме??? На самом деле орнамент здесь есть и далеко не один -он разный в разных элементах этого потрясающего сюжета, столь изощрённо разработанного. В каком смысле понимать "единичный"??? Здесь куча разных мотивов. Но только в орнамент они не складываются, как ни крути. Беда.
Ещё одна картинка каргопрольского канона для истинных любителей народной вышивки - подлинник подзора:


Продолжение вправо на другой странице разворота книги:

Стр.89. Иллюстрация к вологодской строчке по письму(в книге:"вологодское шитье по письму"):

Примеры белых вышивок этого канона экспонируются в музеях и есть в приличных книгах. А вот изображение вышивки с применением красных нитей найти намного труднее. Поэтому я обрадовалась даже этим жалким изображениям. Они мелкие и к тому же одно из них - плохая фотография:

А другое изображение - рисунок, что, конечно, подрисуночной подписи не отражено. Как нет там ничего о том, ЧТО это за предметы и где они находятся ныне(я больше не буду упоминать об этой милой черте стиля автора):

Плохонько? Да уж, неважненько. Да и на том спасибо. Хлебушка нету - лебеду едят, так-то.

Стр.94. Раздельчик "Владимирская гладь(владимирский верхошов)".
Рис.141. Подпись "Динамичный орнамент во владимирской глади" . Соображаю - наверное, плохо продуман был орнамент, потому как если бы был хорошо продуман, то был бы статичным(исходя из предыдущих объяснений автора):

Есть ещё два изображения на эту же тему.
Рис.142. "Симметричное построение ранних владимирских вышивок":

И рис. 143. "Изобразительные мотивы в ранних владимирских вышивках.":

И конечно, нет ни слова о том, что ранними владимирсками вышивками мы любуемся в современных "улучшающих" копиях!
Есть ценная информация:
"Основой для развития этой вышивки послужили немногие дошедшие до нас старинные образцы." Вот оно, наконец! Во множестве книг по рукоделию эта владимирская вышивка упоминается и технически объясняется владимирская гладь-верхошов, но я НИ РАЗУ не видела ей исторических прообразов в этих книгах! Подозревала, что должен был бы быть, но не встречала никаких упоминаний. Однажды, помню, на выставке(кажется, это была "Ладья" 2-3 года назад) я увидела людей, представлявших эту вышивку. Люди были не московские. Я спросила о том, а где бы посмотреть на первоисточники - есть ли они вообще, а если есть, то где? Дама мне ответила, что "есть, в музеях." А когда я попыталась было выведать у неё, в каких же музеях всё-таки есть, она буркнула мне уже что-то почти неприязненно и стала смотреть в какую-то далеко распорложенную точку, давая мне ясно понять, что аудиенция закончена.
А вот теперь ценные сведения: да,во-первых, у так называемой в книгах по рукоделию владимирской глади-верхошва действительно имеется в русской народной вышивке первообраз. Второе, такие образцы действительно где-то имеются. Третье, по-видимому мы созерцаем КОПИИ с 4-х таких образцов. Третье - догадка, поскольку автор нам об этом ничего не говорит. Но и этого уже много.
Помечтаем же о том светлом времени, когда все известные образцы этого, по-видимому, канона русской народной вышивки будут достойно изданы отдельно. Эх, увидеть бы!
Ползём дальше по изображениям.
Любительницы вышивки вообще буду, конечно, очарованы этой замечательной вышивкой на камзоле:

Камзолы эти хорошо известны и часто выставляются. Они великолепны. Но есть вопрос: а причём тут РУССКИЙ ОРНАМЕНТ?
И эта вышивка выше всяческих похвал:

Ладно, не будем определять, что тут русское и насколько оно русское. Вопрос ещё проще: а ОРНАМЕНТ тут причём?
Замечательные свадебные ширинки 17 века. Они известны и по книгам, и по экспозициям.

Кое-что в технике можно понять и по изображениям, но кое-что хотелось бы узнать определённо и окончательно-однозначно. Кто как не люди, выполнившие столь тщательно эти копии (опять примеры приводятся в КОПИЯХ без упоминания об этом), могли бы досконально рассказать нам об этом. Какой интересный и поучительный мог бы быть рассказ! Но увы, его нет. Не будем толковать о том, чего нет. Продолжим обзор того, что есть.
В раздельчике "Композиция изделий квадратной формы" читаем:
"... активная орнаментальная разработка каймы чаще всего присуща квадратной форме изделия, хотя встречается иногда и в прямоугольных скатертях и салфетках(илл.187)..."
А вот и "илл.187":

Иллюстрированное руководство по тому, как убивать народное искусство. Вспоминается несчастный пушкинский (поговаривают, что реального немножко оклеветали) Сальери. Что-то он там, помнится, "разъял" как что-то. Что-то поверял алгеброй. Ну да здесь-то нам до алгебры не дойти, потому как мы уже выяснили - с математикой книжка эта тоже воюет не на шутку.
А теперь - не для слабонервных:
Рис.204. "Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ЖИВОТНЫХ в технике владимирского верхошва". Так уже и вижу я здания боен и цеха по разделке туш. Но рисуночек по детски мил. В самом деле, мы читаем раздельчик "Детские панно":

Уф-ф-ф. Ладно. Переработку животных пережили как-то. Но автор не унимается:
Рис.205. Декоративная ПЕРЕРАБОТКА ПТИЦ в технике владимирского верхошва". И опять всё так мило! Не пугайтесь, мы просто в галантерейном магазине, в отделе "Всё для рукоделия", рядом мулине и дамские наборчики для вышивки кошечек, собачек и птичек. Отгоните от себя страшные образы мясников, лучше съешьте вкусненькую котлетку:

А что, неплохая участь для народной вышивки - дамские наборы для вышивания. А чтобы дамы вдруг не стали бы о чём-то не том задумываться, например, "откуда есть пошла..." и тому подобное, им обязательно надо предложить ПЕРЕРАБОТАННУЮ ПТИЦУ И ЖИВОТНЫХ, чтобы они сами не трудились, её ощипывая. Пусть кушают на здоровье и ни о чём не задумываются. Главное, не увидели б чего, а то ведь задумаются, почему из сказочно прекрасных вещей понаделали стерильных трупиков.
А вещи действительно были когда-то сказочно прекрасные:

Или вот это:

Что вы там бормочете? Чем вы недовольны? Что-что?
А то, что картинки эти мы уже видели в книге, изданной 24 года назад.Ну да, правильно, то был немножко другой кадр - здесь перчатки-варежки разложили в другом порядке, одну пару убрали и две прибавили. Та картинка была длиной 10см, а эта уже -13см! Прогресс налицо! Не пройдёт и сотни лет, фотография выйдет из разряда "живописная пестрота" и уже можно будет даже и рассмотреть как-нибудь все 10 пар варежек.
Что,пять недовольны? Оказывается фотография с полотенцами в этой книжке на 7 мм меньше по длине, чем та, 24-х летней давности. Беда. Нет, товарищи, теория прогресса отменяется. Тут, похоже, регресс налицо.
Непонятно моей бедной голове, зачем перепечатывать уже известные старые фотографии без улучшения качества, тем более, что никакие специфические свойства-качества предметов, на них изображённых, НИКАК не используются в тексте, а на их месте с таким же успехом могли быть совершенно другие фотографии других вышитых платков(головных полотенец)-варежек. И, конечно, всё это никак не отражено в подрисуночных подписях.
___________________________
Зачем я написала этот обзор об этой тяжёлой книге? Не лучше было бы просто положить её в шкаф? Беда в том, что вот такие книжки, наполненные кучей картинок, которые мы всё равно станем смотреть с голодухи, красиво изданные с "лучшими намерениямии", которые опять привели в ад, продолжают всё то же нехорошее дело. А русское народное искусство продолжает оставаться неизвестным.
Долго ещё мы будем питаться суррогатами.

Все приведенные схемы русской вышивки крестом взяты из первого сборника великорусских и малороссийских узоров 1877 года издания. Хотя с того момента выхода альбома в свет прошло более века, но они крайне интересны и сегодня всем мастерицам, вышивающим крестом. Кроме традиционных русских орнаментов в альбоме представлены и символы, характерные для народной вышивки крестом (лошади, птицы, олени и т.д.) И, кроме того, вы найдете здесь схемы жанровых картинок. Если вас заинтересуют именно жанровые картинки, то рекомендуем посмотреть издания. Там такие картинки представлены значительно шире.
Мотивы из сборника великорусских и малороссийских узоров 1877 года лаконичны. Цвет геометрических вышивок традиционно красный, иногда дополняемый синим, черным или зеленым. Использовать эти мотивы русской вышивки крестом вы можете при создании рушников, вышитых салфеток и скатертей, как детали декорирования одежды или аксессуаров (сумочек, кошельков и т.п.). Небезынтересны будет этот альбом и при плетении (или ткачестве) поясков и тесьмы – в качестве образцов. Да и для создания вязанных узоров страницы этой книги могут послужить вдохновением.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 1.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 2.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 3.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 4.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 5.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 6.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 7.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 8.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 9.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 10.
Схема русской вышивки крестом. Альбом 1877 года. Страница 11.